Жила-была в Москве девочка. Не большая и
не маленькая. Было ей пять лет. Звали ее Лиза. Однажды под вечер, пошла
Лиза со своей мамой гулять, а та встретила подружку, ну и заговорилась с
ней. Слушала-слушала Лизуша их разговор, стало ей скучно. И решила она
немножко пошутить. Отошла потихоньку за угол, спряталась и ждёт, когда
же мама хватится дочки да искать начнёт.
Вдруг смотрит Лиза
Скачать книгу
— рыжая собака за
разноцветной кошкой кинулась. Лиза побежала за ними, посмотреть, что
будет. Кошка в подворотню шмыгнула, да и смотрит сверху, будто
насмехается. Собака убежала, а Лизуша оглянулась и... не узнала ничего:
кругом дома большущие, незнакомые. Испугалась Лизуша! Сколько раз
говорила мама: заблудишься одна! Вот и заблудилась. Москва-то огромная,
ни за что не найдёшь свой дом, если не знаешь адреса и читать не умеешь.
Эх, зачем вредничала, читать и писать учиться не хотела!
Поплакала Лиза и пошла куда глаза
глядят. Шла-шла и вдруг застыла, как вкопанная. Даже рот разинула от
удивления. Стоит прямо перед ней сказочный терем-теремок. Из толстых
брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром
изогнутая, точь-в-точь как в книжках, на рисунках к сказкам. Что за
чудо расчудесное?
Толкнула Лиза калитку и вошла во двор.
Смотрит — нет никого. Постояла немножко, поднялась по ступенькам на
высокое крыльцо, потянула за кольцо железное, да и попала в дом.
Какой дом удивительный! Комнаты большие,
столы-стулья тоже большие, деревянные и все как будто в кружевах — в
дереве разные узоры вырезаны. Лампы странные, печи, как в деревне,
только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят
фотографии и картины. А на второй этаж лесенка ведёт, да не простая, а
закрученная, как кудрявая прядь.
Шмыгнула Лизуша в угол за большой аквариум, села на пол и глаза зажмурила. Будь что будет!
Посидела немножко — вроде тихо все. И
чуть-чуть один глаз приоткрыла. Да это же... картины! Какие большие! Вон
царевна Несмеяна сидит, тоскует…
Ковёр-самолёт летит над горами, над долами...
Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели…
Ей все эти сказки читали, а теперь все они будто ожили.
А на стенах висят всякие мечи да шлемы, и
рубашки какие-то железные, все из маленьких колечек. Подойти бы,
потрогать... Но вставать Лизуше не хочется: устала очень. Решила она ещё
немножко посидеть, отдохнуть...
Вдруг смотрит: открывается дверь, и
неслышно входит высокий худой человек. Лицо у него красивое, борода
длинная, рыжеватая. Вошёл — и сразу все как-то изменилось вокруг.
Те картины, что Лиза видела, куда-то
пропали, а посередине комнаты появилась вдруг другая — огромная. А на
ней три всадника, первый на белой лошади, второй — на громадном чёрном
коне, а у третьего лошадка рыжая, голову пригнула, уши прижала, будто
землю нюхает.
Но, главное, все живые на картине этой.
Всадники толкуют, да плохо слышно, о чем — ветер в картине свистит и
иногда так подует, что до Лизуши долетает запах травы и молодых сосенок.
Взял человек в руку длинную кисть,
помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой
то там, то тут в картину тыкать.
Где прикоснётся, там краски сразу как-то
вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет — тот на минутку
замирает, а потом опять шевелиться начинает.
Не выдержала Лиза, подошла поближе
посмотреть, как это у него так получается. А один из всадников, самый
молодой, на рыжей лошадке, ее заметил и стал какие-то знаки делать.
Тут человек оглянулся. Глаза у него
небольшие, яркие, а взгляд острый, пронзительный. — Ты откуда здесь? —
говорит.— Я ведь всем запретил приходить в мастерскую, когда я работаю!
И так странно он говорил, что Лиза даже
забыла испугаться. Вроде и по-русски, но все время на букву «о» очень
сильно напирает, так что ее больше всех других слышно.
— А почему вы так странно разговариваете? — спросила она.
Человек вдруг улыбнулся:
— Это я «окаю» так. Привык в детстве, и теперь уж никак отвыкнуть не могу. У нас на севере все так говорят. Ну, как тебя зовут?
— Меня зовут Лиза, — сказала Лизуша. — А вы кто?
— А я здесь хозяин, — отвечал человек. — И зовут меня Виктор Михайлович.
— Знаю, знаю, — сказала Лиза,— вы художник.
— Правильно, — кивнул Виктор Михайлович.
— Я все умею делать — ответил человек,— и портрет написать, и дом придумать. Нравится тебе мой дом? Я сам его построил.
— Все-все сам? — не поверила Лиза.
— Нет, конечно. Тут много строителей
было. Но я все нарисовал заранее, чтобы знать, куда каждое брёвнышко
положить надо. Такого дома ни у кого в Москве нет!
— Вы богатый, наверное, раз у вас такой огромный дом? — спросила Лиза.
— Да уж, богач... — усмехнулся Виктор
Михайлович. — Давно я мечтал о своём доме, много лет. Я в деревне вырос,
там домов десять всего и стояло. Нас, братьев, было шестеро, и на всех
одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу
босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой все больше на печи сидели,
да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме,
кажется, конца не будет... Электричества-то тогда не было. Зажжём лучину
— палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький,
колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется,
вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.
Так и встают они как живые...
— И страшно, и интересно. А потом надолго забылось все, когда в Петербург поехал.
— Зачем? — удивилась Лиза.
— Как зачем? Учиться хотел. Только в Петербурге, в столице, была Академия, где на художников учили...
— Вот и неправда! Столица — Москва! — невежливо перебила его Лизуша. — Нам в садике говорили.
— А почему в Москве дом построили? — удивилась девочка.
— Да сказки писать только в Москве и можно! — засмеялся Виктор Михайлович. — Ты Кремль-то видела?
— Видела, видела, — закивала Лиза. — Мы там с мамой и папой были.
— Ну вот. В Петербурге такого нет. Там
все почти новое, старины — то не чувствуется. То ли дело в Москве — все
древностью русской дышит!
— Как это?
— Москве сколько годов-то? И вообще,
Москва тёплая, нарядная, своевольная. Улицы кривые, узкие, а дома раньше
все разные строили: где маленький, где большой, как грибы из лукошка
высыпанные! Здесь я и «Богатырей» своих задумал. Нравятся они тебе?
— Нравятся... Только почему они выглядят, как живые...
— Так всегда бывает, пока картину не закончишь. А как сделаешь всё, как надо, такими они и остаются навсегда.
— Меня, девонька, зовут Илья Муромец, — улыбнулся самый большой и сильный, что сидел посередине на чёрном коне.
— А я — Добрыня Никитич, — чуть поклонился строгий богатырь на белой лошади.
А третий вдруг вынул сзади какую-то непонятную штуку со струнами и начал на ней играть весёлую песню.
— А что это у него? — шёпотом спросила Лиза у Виктора Михайловича.
— Гусли, — так же шёпотом ответил он. — Молчи и слушай! Нигде больше такого не услышишь!
Закончил молодой богатырь играть и
склонил голову набок, улыбается. (15 слайд - слушание песни «Земля
Русская» в исполнении ансамбля «Живая вода»).
— Нет, — честно ответила Лиза. — Я ещё маленькая. А что вы делаете там?
— Землю русскую охраняем, — ответил Илья
Муромец. — На границе стоим, смотрим вокруг. Мимо нас ни зверь не
пробежит, ни птица не пролетит незамеченной.
— А где же у вас ружья? — спросила девочка.
— А рубашки у них такие же, как на стенах у вас висят, да? — догадалась Лиза.
— Да они кольчугами называются. Такую кольчугу сразу и мечом-то не разрубишь.
— А откуда вы все это узнали? — удивилась Лиза.
— Читал много. В музеи ходил, смотрел. В музеях вся история и хранится. Там много чего можно увидеть.
Он опять повернулся спиной к Лизе и взял
в руки кисти. Лизуше показалось обидным сидеть тут одной, никому не
нужной. Она начала хныкать, сначала тихо, потом все громче и...
проснулась.
Над ней, широко раскрыв глаза, стояла удивлённая тётя в синем халате и со шваброй в руках.
— Откуда ты взялась, девочка? — спросила она Лизу.
— Я заблудилась, — сказала Лиза.
— Я хочу домой.
Потом она оглянулась и спросила:
— А где тот дядя?
— Какой? — удивилась женщина.
— Ну, который все эти картины написал.
Его Виктор Михайлович зовут, — рассердилась Лиза. — Я же тут с ним
только что разговаривала!
— Эти картины написал Виктор Михайлович
Васнецов! — строго сказала тётя. — Он жил давно. А мы с тобой сейчас в
его доме, который стал музеем.
— Все равно, я с ним сейчас разговаривала!
— Значит, повезло тебе, девочка, — улыбнулась тётя. — Ты побывала в сказке. Пойдём-ка, поищем твою маму.
Текст Галины ВетровойИсточник