Больше двух веков тому назад (а один век
— это целых сто лет!) — жил да был один учёный. Он был историк, и все,
кто читал его книги, удивлялись тому, как много он знает.
— Вы будто своими глазами видели все это! — говорили эти люди. И не догадывались, что говорили сущую правду.
Скачать книгу
Тут была одна тайна. Бабушка этого
учёного, умирая, позвала его к себе и дала ему широкую серебряную чашу и
маленький серебряный сосуд с жидкостью. На вид — вода и вода.
И — вот чудо! — увидел он в этой чаше
то, что было много веков тому назад. Как строились египетские пирамиды,
как возводились белоснежные храмы, как работали древние художники и
скульпторы...
А однажды увидел учёный прекрасный
город. Его здания и тенистые дворики были украшены росписями и
мозаиками — картинами, выложенными из разноцветных кусочков камня.
Жители сновали по улицам, что-то
покупали в лавочках, пили вино и смеялись. Небо было безоблачным, тёплое
море удивительного цвета плескалось у берега, а вершина огромной горы
курилась дымом, как будто там разожгли костёр.
И вдруг земля задрожала. По ней, как по
морю, пробежали волны, и то там, то здесь появились глубокие трещины.
Здания зашатались и стали разваливаться, будто сделанные из кубиков.
Люди выбегали из домов, они кричали и метались во все стороны, стараясь
спастись.
Историк сразу понял, что видит
извержение вулкана Везувия, которое произошло много веков назад. А
гибнущий город называется Помпеи. С ужасом смотрел он на людей, надеясь,
что они ещё успеют спастись. Вдруг учёный увидел лежащую неподвижно
молодую женщину. Рядом с ней плакал маленький кудрявый ребёнок. Никто не
замечал его, никто не мог ему помочь! И тут учёный вспомнил, что
сказала ему бабушка напоследок:
— Только один раз в жизни ты можешь выпить глоток этой воды. А когда — поймёшь сам.
Не думая ни секунды, он быстро поднёс к
губам сосуд и выпил этот единственный глоток волшебной жидкости. В тот
же миг он очутился рядом с малышом, схватил его на руки и вновь оказался
в своей комнате. Кувшинчик был по-прежнему зажат в его руке. А чаша
пропала. Навсегда.
Долго ли, коротко ли, но мальчик, которого назвали Карлом, вырос и стал художником. Фамилия его была Брюллов.
Старый учёный к тому времени уже умер. Перед смертью он отдал Карлу свой серебряный кувшинчик и сказал:
— Жидкость эта — волшебная. Один раз в
жизни ты можешь выпить из этого кувшинчика глоток. Но только однажды! А
когда — поймёшь сам.
И вот приехал Карл Брюллов в Италию. У него были карие глаза и кудрявые волосы, и все, кто его видел, говорили:
— Он красив как Аполлон!
А другие добавляли, разглядывая его картины:
— Древние сказали бы, что сам Аполлон помогает ему.
Дело в том, что давным-давно в Италии
Аполлон считался богом красоты и искусства. Тогда его изображали в виде
прекрасного юноши и думали, что он помогает художникам, поэтам и
музыкантам.
А Брюллов был сказочно талантлив. Он
умел изображать переливчатые шелка, кружева или прозрачные ткани пышных
нарядов, локоны красавиц и их драгоценности.
Но главное, Брюллов, как никто другой, умел передать радость жизни, красоту молодости, счастье любви.
Брюллов решил поехать на раскопки. И как
только очутился на этом месте, увидел море, купол Везувия, улицы и
здания, росписи и вещи, найденные учёными-археологами, он сразу понял,
что уже был здесь однажды, может быть, во сне или так давно, что даже не
мог сказать когда... Не раздумывая, он взял серебряный сосуд, и выпил
заветный глоток таинственной жидкости.
Все закружилось перед ним — и вот он уже
стоит на площади древней Помпеи! Страшный гул и грохот перекрывают
крики людей... Воздух такой горячий, что на землю замертво падают птицы!
Вот лежит на мостовой женщина, и, ненужные, рассыпались по камням ее
драгоценности. Взбесившиеся кони тащат за собой сломанную колесницу. В
одно мгновение Брюллов вспомнил — и запомнил — все! И понял, какую
картину будет писать!
Люди, которых он хотел изобразить, были
прекрасны! Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Вот
двое сыновей несут больного отца. А вот юноша с девушкой на руках. На ее
голове венок из роз. Это его невеста. Рядом — юноша с матерью. Он
просит ее собрать все силы. А она умоляет, чтобы он спасался один. И
Брюллов даже узнал потом, что этого юношу звали Плиний Младший! Он
действительно сумел спастись и описал, как все это было.
Лица всех людей обращены к небу. Небо,
всегда ясное и безоблачное, стало зловеще черным и красным. Земля встаёт
на дыбы и ревёт как раненый зверь...
Брюллов не мог оторваться от работы. Бывало, его на руках выносили из мастерской, потому что у него уже не было сил идти.
Он назвал свою картину «Последний день Помпеи».
«Да, — думали зрители, глядя на полотно,
— люди слабы и беспомощны перед силами природы. Они не могут остановить
огромную волну или землетрясение. Но они могут оставаться людьми, даже
когда им грозит гибель! Конечно, не все способны на это. Вон и у
Брюллова: какой-то человек в ужасе вскочил на лошадь и мчится, не
разбирая дороги и давя других. Но таких немного. Так и должно быть —
ведь настоящая Картина должна учить людей добру и мужеству!»
Брюллов стал знаменит. Самые
прославленные и богатые люди просили, чтобы он написал их портрет. Но
Брюллову пора было возвращаться в Россию. Ему не хотелось туда — в
сырой, холодный Петербург. Он не желал подчиняться никому, даже самому
императору!
«Все равно не смогу я там жить!»— думал он.
Так и вышло. Он не смог уже написать ни
одной большой картины. Говорят, даже пытался ещё глотнуть из того
серебряного сосуда, но это ему не помогло. Потом он заболел. И уехал
назад, в свою родную солнечную Италию, где ему пришлось пожить совсем
недолго.
Текст Галины Ветровой